Высокоскоростные железные дороги Турции


На сегодняшний день высокоскоростные железные дороги Турции представляют из себя две линии. Первая из Анкары до стамбульского района Пендик, вторая из Анкары до города Конья. Общая протяженность линий около 620 км, скорости до 300 км/ч.

42 фото

Высокоскоростные железные дороги Турции

Фотографии и текст Mikhail Krivyy

1. Первая линия пока гибридная, некоторые участки поезда проходят по железным дорогам общего пользования. Только примерно 60% этой линии — специально построенная высокоскоростная железная дорога с ограничением скорости 250 км/ч. Вторая линия почти целиком высокоскоростная, с ограничением скорости 300 км/ч, исключение составляет только участок в черте Анкары, его строительство ведётся сейчас.

Это действующая сеть высокоскоростного железнодорожного движения Турции по состоянию на январь 2017 года. © Google Maps + собственные GPS треки. Масштаб специально выбран так, чтобы было видно Анталию. Рядом с основным городами указано население агломераций.

Высокоскоростные железные дороги Турции


2. Главный железнодорожный вокзал азиатской части Стамбула, Хайдарпаша, сейчас на реконструкции. Высокоскоростные поезда ходят со станции Пендик, до которой из центра около часа ехать на метро. Раньше было ещё дольше, но ветку метро М4 совсем недавно продлили, и теперь от станции метро Пендик до одноименной станции высокоскоростных поездов идти пешком около 20 минут. Большая реконструкция главного вокзала азиатской стороны Хайдарпаша связана не только со строительством высокоскоростной железной дороги, но и с открытием железной дороги проекта «Мармарай», которая проходит в тоннеле под Босфором и соединяет Европу и Азию. Центральную часть проекта «Мармарай», представляющую из себя тоннель под Босфором и пять станций, открыли в конце 2013 года, остальную часть собираются запустить уже в этом месяце. Про «Мармарай» напишу отдельно.

Главный вокзал азиатской стороны Стамбула — Хайдарпаша (Haydarpaşa Garı):

Высокоскоростные железные дороги Турции

3. Район станции метро Пендик (Pendik), линия М4 стамбульского метрополитена. Почти на всех схемах метро эта часть линии М4 всё еще обозначена как строящаяся.

Высокоскоростные железные дороги Турции

Станция высокоскоростных поездов Пендик (Pendik) целиком находится в небольшом подземном переходе. В единственном пока выходе на платформу проводят регистрацию на рейс и контроль безопасности. Вокзал станции находится немного в стороне, и в нём пассажирами используется только VIP-зал. Билеты продают тоже в подземном переходе. Рядом с выходом к высокоскоростным поездам расположен выход на платформу, где будут останавливаться поезда проекта «Мармарай». Всё уже готово, нужно только снять упаковку с турникетов. Фотографировать в переходе не стал, в Турции непростая обстановка, до сих пор действует режим чрезвычайного положения.

4. Вокзал Пендик (Pendik). Можно случайно и мимо пройти:

Высокоскоростные железные дороги Турции

Первую часть пути поезд идет вдоль Измитского залива Мраморного моря и проходит большое количество станций проекта «Мармарай». В этом месте железная дорога имеет четыре пути: два для поездов дальнего следования и два под пригородный «Мармарай». Фактически поезд идет по нескончаемому городу с жилыми кварталами с одной стороны и портовыми территориями и заводами с другой. Теперь понятно, откуда у нас так много турецких товаров и где их всех производят. Концентрация промышленности очень напоминает агломерацию Рейн-Рур в Германии.

Четырехпутный участок заканчивается в Гебзе — конечной станции пригородных электричек. Эта станция и ветка «Мармарай» уже есть на схемах скоростного транспорта Стамбула. До Гебзе поезд идет со скоростями 80-100 км/ч. На схеме ниже этот участок выделен зеленым цветом.

5. Маршрут высокоскоростного поезда Стамбул — Анкара. Цветами выделены принципиально различающиеся участки описанные в тексте:

Высокоскоростные железные дороги Турции

6. Станция Гебзе (Gebze). Конечная для электричек «Мармарай».

Высокоскоростные железные дороги Турции

7. Проезжаем мост Осман Гази. Четвертый по длине висячий мост в мире, открыт в апреле 2016 года. В Турции просто мегабум строительства. Помимо этого моста, в 2016 году только в Стамбуле были открыты автомобильный тоннель под Босфором и третий совмещенный автомобильно-железнодорожный подвесной мост через всё тот же Босфор. Метро они строят быстрее, чем перерисовывают схемы.

Высокоскоростные железные дороги Турции

От Гебзе (Gebze) начинается двухпутный участок и скорости падают примерно до 80-90 км/ч. Потом, в районе Картепе поезд выходит на первый выделенный высокоскоростной участок построенный параллельно старой железной дороге и разгоняется до 160 км/ч. На карте выше этот участок выделен пурпурным цветом. Если железная дорога вдоль Измитиского залива зажата между горами и морем, то здесь начинается равнинный участок.

8. Спустя 1 час 10 минут мы прибываем на станцию Арифея (Arifiye) на окраине города Сакарья.

Высокоскоростные железные дороги Турции

9. После станции Арифея поезд поворачивает на юг и углубляется в горы. Скорости падают до 60 км/ч. Сразу перед горами появляется снег. Начинается первый горный участок.

Высокоскоростные железные дороги Турции

10. В горах появляются первые намеки на снег.

Высокоскоростные железные дороги Турции

11. После горного участка выходим в долину и переходим на скоростной участок (обозначен красным цветом). К этому моменту поезд поднимается на высоту около 120 метров над уровнем моря. Линия, на которую мы вышли еще не достроена, хорошо виден длинный и низкий виадук в сторону Стамбула. Он заканчивается тоннелем и на нем ещё нет контактной сети. Поезд разворачивается почти на 180° и впервые разгоняется до своих максимальных 250 км/ч.

Высокоскоростные железные дороги Турции

12. Равнинный участок заканчивается, и поезд не сбавляя скорости снова поворачивает на юг, прямо в горы. Тоннель за тоннелем и снега всё больше.

Станция Bozüyük, в этом месте к высокоскоростной ветке будет примыкать железная дорога из Бурсы.

Высокоскоростные железные дороги Турции

13. К этому моменту поезд поднялся на высоту около 1 000 метров над уровнем моря.

Высокоскоростные железные дороги Турции

14. Высокоскоростная железная дорога пронзает горы как игла, на скорости 250 км/ч поезд вылетает из тоннеля на виадук и наоборот. В то же время автомагистраль и железная дорога общего пользования петляют по ущелью.

Перед одним из тоннелей, прямо на перегоне, поезд останавливается. Мы пропускаем встречный. Оказывается, прямо в тоннеле поезд переходит на старый участок, который начинается с однопутного тоннеля, и имеет несколько однопутных участков. Этот обход недостроенного тоннеля выделен на карте синим цветом.

Высокоскоростные железные дороги Турции

15. Обойдя недостроенный тоннель поезд снова возвращается на высокоскоростную железную дорогу. Понемногу ускоряемся до 160, потом до 210 и после выхода на плато и поворота на восток — до крейсерских 250 км/ч. Дальше мы идем по заснеженному плато строго на восток.

Высокоскоростные железные дороги Турции

16. Среднестатистический вид из окна поезда в этом районе.

Высокоскоростные железные дороги Турции

17. В вагоне всю дорогу громко и неприятно гудел компрессор. Поезд на скорости немного болтало, ходить по вагону было непросто. В каждом вагоне один тамбур расположенный по центру, он разбивает вагон на два салона. В экономическом классе кресла скромные, но достаточно комфортные, розеток нет. На линии Стамбул — Анкара работают поезда TCDD HT65000 производства испанской компании CAF. По заказу государственных железных дорог Турции (TCDD) было построено 12 шестивагонных составов, все они эксплуатируются на этой линии. Максимальная скорость — 250 км/ч, вместимость — 419 человек.

После прибытия. Поезд TCDD HT65002 на вокзале Анкары:

Высокоскоростные железные дороги Турции

18. Интерьер вагона экономического класса.

Высокоскоростные железные дороги Турции

19. Поезд немного снижает скорость в районе стыковки трех направлений — Стамбул, Анкара и Конья. После стоянки на станции поезд снова разгоняется до максимальных 250 км/ч. Достаточно ровное плато сменяется сильно холмистыми участками с большими оврагами.

Местами рельеф сложнее. Снова появляются виадуки, тоннели и глубокие выемки.

Высокоскоростные железные дороги Турции

20. Где-то в районе Полатлы.

Высокоскоростные железные дороги Турции

21. Через несколько минут поезд прибывает в Синджан (Sincan). Там высокоскоростной участок заканчивается и расположен большой комплекс для обслуживания высокоскоростных поездов. Типа нашего Металлостроя в Санкт-Петербурге, только в несколько раз больше и выглядит прилично.

Депо высокоскоростных поездов в Синджане, Анкара:

Высокоскоростные железные дороги Турции


22. После Синджана поезд около 20 км идет по временной железной дороге до высокоскоростного вокзала Анкары (Ankara YHT Gar). На этом участке ведётся строительство. Старая железная дорога срыта полностью, пригородные поезда отменены.

Высокоскоростные железные дороги Турции

23. Поезд TCDD HT80101 на подходе к вокзалу Анкары. Слева от временных путей подготовлено место под пути высокоскоростного участка. Из-за кривой малого радиуса тут будут серьезные ограничения скорости, но это не так важно, так как до вокзала меньше 2 км.

Высокоскоростные железные дороги Турции

24. Поезд TCDD HT65012 прибывает на вокзал Анкары. Поймал кого-то по дороге.

Высокоскоростные железные дороги Турции

Итого: Стамбул (Пендик) — Анкара, 506 км за 4 часа 5 минут, средняя скорость 124 км/ч.

25. Вокзал построен совсем недавно, некоторые помещения еще на стадии отделки. Огромное пространство не отапливается, внутри вокзала холодно. Построен вокзал по традиционной китайской схеме — верхний зал с регистрацией и ожиданием, нижний с поездами. Проверка билетов производится, как в Китае и Испании, заранее, в верхнем зале. Только после этого можно выйти на платформу. На входе в здание вокзала, как и у нас, контроль безопасности.

Вокзал (Gar) высокоскоростных поездов (YHT) Анкары. Большой атриум на входе:

Высокоскоростные железные дороги Турции

26. Вид со второго этажа. Все залы вокзала, кассы и стойки регистрации расположены именно на нём.

Высокоскоростные железные дороги Турции

27. В стороны от центрального зала ведут длинные проходы, в которых расположены четыре выхода к платформам.

Высокоскоростные железные дороги Турции

28. Четвертый этаж вокзала Анкары почти целиком отдан под фуд-корт.

Высокоскоростные железные дороги Турции

29. На четвертом этаже есть балкон.

Высокоскоростные железные дороги Турции

30. Следующую часть пути, от Анкры до Коньи, еду на поезде TCDD HT80103. Этот тип высокоскоростных поездов в мире известен под названием Siemens Velaro. Турецкая модификация Siemens Velaro TR является практически стопроцентной копией немецкой версии Siemens Velaro D. Российская модификация этих поездов больше известна под коммерческим названием «Сапсан». Государственные железные дороги Турции получили первую партию из семи поездов совсем недавно, мне на глаза попадались поезда с номерами с 1 до 5. Максимальная скорость поездов TCDD HT80100 — 300 км/ч, вместимость — 519 пассажиров. Стандартная колея, 25 кВ, переменка.

Высокоскоростные железные дороги Турции

31. Поезд TCDD HT80101 (Siemens Velaro TR) на вокзале Анкары. Маршрутная табличка расположена на двери. У нас одна остановка — в Полатлы.

Высокоскоростные железные дороги Турции

32. Салон поезда TCDD HT80103. Надо сказать, что у русской версии Siemens Velaro самый комфортабельный салон из всего семейства, не хватает только розеток. В турецкой версии кресла попроще, но с розетками.

Высокоскоростные железные дороги Турции

33. Поезд TCDD HT80103. Вагон-бар.

Высокоскоростные железные дороги Турции

34. Яркая бирюзовая раскраска этих поездов очень неплохо смотрятся на фоне заснеженного турецкого плато. Есть шансы разогнаться до 300 км/ч, и поезда, и железная дорога на это рассчитаны. До развязки у Полатлы поезд идет в том же темпе, что и из Стамбула. После развязки поезд переезжает на недавно построенную линию до Коньи. Приходим с опозданием на 10 минут, скорее всего это связано с наледью и рекордным количеством снега. На обратном пути этот же поезд всю дорогу шел со скоростью 250 км/ч и пришел точно по расписанию.

Высокоскоростные железные дороги Турции

35. Пейзажи на всём пути унылые, немного холмит, поля до горизонта и всё это обильно присыпано снегом. Начало темнеть и мы въехали в зону непроглядного тумана. Видно было только снегозаградительные барьеры. Из окна сложно оценить рельеф, но прохождение вершин холмов заметно ощущалось, да и уши закладывало на затяжных спусках.

Итого: Анкара — Конья, 315 км за 1 час 50 минут, средняя скорость 171 км/ч.

Высокоскоростные железные дороги Турции

Чем новее «Сапсан», тем хуже в нём работает GPS. Трекер всю дорогу не мог поймать сигнал, телефон последовал его примеру. А вот старенький iPad спутники хоть и плохо, но ловил. GPS трек, хоть и некачественный, но удалось записать. На обратном пути угодил на место без окна, там вообще без шансов. По дороге туда поезд был почти пустой, в вагоне ехало не больше десяти человек. Обратно поезд был забит по-максимуму.

За фотографию поезда в Конье хорошо огрёб от охранника. Похоже, камеры наблюдения всё таки работают. Спасло только «моя твоя не понимать». У турок вообще проблемы с английским, за пределами туристических резерваций практически не говорят.

Высокоскоростные железные дороги Турции

37. На вокзале Коньи была хоть какая-то жизнь. Конья, фонтан у вокзала. На улице -7°C.

Высокоскоростные железные дороги Турции

38.

Высокоскоростные железные дороги Турции

39. Парковка у вокзала. Не ожидаешь в 150 км от Аланьи (Анталия) увидеть столько снега.

Высокоскоростные железные дороги Турции

40. Поезд TCDD HT80101 переезжает из зоны высадки пассажиров к зоне посадки.

Высокоскоростные железные дороги Турции

41. Расписание на вокзале Анкары.

Высокоскоростные железные дороги Турции

В целом, несмотря на серьезные инвестиции и масштабное строительство выделенных высокоскоростных железных дорог, спрос на поездки остается относительно низким. При стоимости билета в 109 турецких лир (1800 рублей) из Стамбула в Анкару и обратно в расписании всего 6 пар шестивагонных поездов. А причина проста — поездка на машине между Анкарой и Стамбулом занимает примерно те же 4.5 часа. Хорошие автомагистрали — главный конкурент высокоскоростного железнодорожного движения в Турции. С маршрутом Анкара — Конья дела обстоят лучше, но и там ходит всего 7 пар восьмивагонных поездов в день. Билет в обе стороны стоит 47 TL (768 рублей).

42. Рендеры будущих вокзалов с плаката на вокзале Коньи. Вокзал Анкары уже достроен.

Высокоскоростные железные дороги Турции

Средняя скорость «Сапсана» Москва — Санкт-Петребург без специально построенной высокоскоростной железной дороги примерно 160 км/ч. В то же время на маршруте Стамбул — Анкара, где поезд больше половины пути идет по ВСМ, всего 120 км/ч, а на маршруте Анкара — Конья, где поезд практически всё время идёт по ВСМ — 170 км/ч.

Активное развитие высокоскоростного движения продолжается, к 2023 году турки планируют построить 10 тыс км железных дорог.

Также смотрите «Японское железнодорожное чудо — поезд Синкансен».

[b]

Смотрите также: 
Ключевые теги:



Рекомендуем посмотреть:


Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Введите два слова, показанных на изображении: *



Твиттер