Самарский метрополитен


Самарский метрополитен
Самарский метрополитен был открыт в 1987 году, став пятым по вводу в эксплуатацию в России и двенадцатым в СССР. На текущий момент метро состоит из одной линии, соединяющей промышленные окраины с центром города. На линии расположено 9 станций и на этапе сдачи в эксплуатацию находится станция «Алабинская». В день пассажиропоток Самарского метро составляет около 53,5 тысяч человек — это около 9,4% общегородских пассажироперевозок.

47 фото

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Станция «Российская». Самая новая (до открытия «Алабинской») станция Самарского метрополитена. Она была открыта для пассажиров 26 декабря 2007 года. Из-за недофинансирования на строительство станции ушло пятнадцать лет.

Самарский метрополитен


2. Это девятая станция Самарского метро и конечная на 1-ой линии (до начала эксплуатации станции «Алабинская»). Оборот поездов осуществляется по перекрестному съезду перед станцией, поезда отправляются с того же пути, на который прибывают.

Самарский метрополитен

3. Станция расположена в пятистах метрах от пересечения улицы Ново-Садовая с проспектом Ленина. Из двух вестибюлей построен только один, расположенный ближе к проспекту Ленина.

Самарский метрополитен

4. Минимальный интервал движения поездов в Самарском метро — 7 минут, выполнение графика движения — 99,87 %.

Самарский метрополитен

5. Станция «Московская». Станция, относящаяся к третьему пусковому участку, строилась в течении девяти лет и была открыта 27 декабря 2002 года.

Самарский метрополитен

6. Свое название получила за счет расположения на Московском шоссе. Первоначальное проектное название станции «Проспект Карла Маркса».

Самарский метрополитен

7. Станция построена по спецпроекту — вместо стандартных колонн выполнены арочные проходы. На невысокие колонны, облицованные красным гранитом, опираются белоснежные арки, удерживающие упругий изогнутый свод. Под сводом, в проемах между бетонными балками, расположены ажурные металлические украшения, золотистого цвета, за которыми установлены светильники.

Самарский метрополитен

8. В центре станции находится лестница, которая является заделом под переход на несуществующую пока вторую линию.

Самарский метрополитен

9. На данный момент из 9 станций Самарского метро, оборудованы эскалаторами только 3.

Самарский метрополитен

10. Станция «Гагаринская». Станция находится на улице Гагарина недалеко от перекрестка с Революционной улицей. Оформлена в космическом стиле: темно-синие мозаичные стены изображают звездное небо, а колонны в сечении имеют форму звезды.

Самарский метрополитен

11. Станция «Гагаринская» должна стать пересадочной на проектируемую третью линию Самарского метрополитена. Поэтому на ней при строительстве был создан задел, для будущего перехода — в центре станции на колоннах расположена застекленная площадка.

Самарский метрополитен

12. Самарское метро, как и большинство других в России, убыточно. Себестоимость перевозки одного пассажира составляет 38 рублей при цене проезда в 20 рублей.

Самарский метрополитен

13. Оформление колонн вызывает ассоциацию с характерным обликом космических ракет — капителям придан вид раструбов ракетных дюз.

Самарский метрополитен

14. Станция «Спортивная». Станция получила свое название от несуществующего футбольного стадиона, строительство которого планировалось рядом со станцией, на котором, в частности, должны были проходить матчи чемпионата Европы 2008 года. Место под стадион было выделено достаточно давно, но выяснилось, что по европейским стандартам там нельзя построить современный стадион, так как не хватит запаса расстояния до дорог и домов, и, кроме того, Россия не получила право на проведение чемпионата.

Самарский метрополитен

15. В оформлении станции в абстрактной форме представлены элементы отдельных видов спорта.

Самарский метрополитен

16. На станции построен только один вестибюль, соединенный с подземным переходом лестницей — второй не достроен и используется в качестве склада и запасного выхода.

Самарский метрополитен

17. Перегон «Советская» — «Спортивная». В 1984 году метростроители приступили к проходке тоннелей «Советская» — «Спортивная». На этом перегоне особо сложной была работа маркшейдеров, специалистов по подземной навигации — виной тому был сложный рельеф. Разница в высоте между станциями составляет 50 метров, и на каждые сто метров тоннеля приходится 5 метровый подъем. Станция строилась открытым способом. При строительстве немало хлопот доставил открывшийся в котлован плывун (со стороны парка).

Самарский метрополитен

18. Станция «Советская». Находится на улице Гагарина недалеко от перекрестка с улицей Советской Армии. Станция вошла в состав второй очереди строительства и была открыта 31 декабря 1992 года.

Самарский метрополитен

19. Станция «Победа». Заслуженно считается самой красивой станцией Самарского метрополитена. Она оформлена в торжественном стиле в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Самарский метрополитен

20. Стены станции отделаны красным гранитом, белый свод украшен полосами из темного металла, под потолком расположены массивные светильники. Впервые среди российских метрополитенов были использованы витражи.

Самарский метрополитен

21. Над путями станции установлены крупные изображения ордена «Победа».

Самарский метрополитен

22. На станции два выхода, ведущих на улицу Победы, оба открыты для входа и выхода пассажиров. Однако, из-за мелкого пассажиропотока, второй выход работает в сокращенном режиме — только до 20 часов.

Самарский метрополитен

23. Станция «Безымянка». Именно на этой станции 1 ноября 1987 года располагалась пусковая группа, готовившая метро к пробному пуску движения. В тот вечер никто из рабочих не ушел домой — все ждали пробного пуска первого поезда, который состоялся в 23 часа 00 минут.

Самарский метрополитен

24. Свое название станция получила по названию района жилых кварталов рабочих бывших оборонных предприятий. Отсюда же станция получила и свое художественное оформление — «Трудовой подвиг труженников тыла в годы Великой Отечественной войны».

Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций Самарского метро, «Безымянку» он сразу оставил себе. Конструировать ее решил лично. В годы Великой Отечественной войны появился поселок Безымянка. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой поселок и вырос. На эту станцию в 41-ом году 16-летнего парня Алешу Моргуна занесла волна эвакуации. Он начал работать клепальщиком на авиационном заводе. Так из прошлого возникла идея оформления станции.

Самарский метрополитен


25.

Самарский метрополитен

26. Станция «Кировская». Это была первая строящаяся станция Самарского метрополитена. Из двух вестибюлей, оборудованных эскалаторами, работает только один. Один из вестибюлей располагается в центре Кировского рынка, на данный момент сдан в аренду под торговые точки и закрыт для выхода на поверхность. Второй выход находится между проходной Самарского подшипникового завода и железнодорожной станцией Пятилетка. Первоначально предполагалось совместить выход и железнодорожную станцию создав пересадочный узел с пригородными электропоездами, но проект остался нереализованным.

Самарский метрополитен

27. В торцах платформы художественные панно из красного туфа, славящие созидательный труд человека. Выбор темы обусловлен расположением станции на проспекте Кирова в центре промышленной зоны города и предназначалась для подвоза рабочих к многочисленным заводам.

Самарский метрополитен

28. Станция «Юнгородок». Наземная станция открытого типа, единственная в своем роде в Самарском метрополитене, расположена на улице Железной дивизии, на территории электродепо «Кировское».

Самарский метрополитен

29. «Юнгородок» — тупиковая станция. Оборот поездов осуществляется по перекрестному съезду перед станцией, поезда отправляются с тех же путей, на которые прибывают (обычно используется только один путь).

Самарский метрополитен

30. В первоначальном проекте постройки станции на территории депо не планировалось — вместо нее у проходных авиационного завода должна была появиться подземная станция «Крылья Советов». Проходка к этой станции должна была вестись щитовым способом от станции «Кировская», но просчитав время демонтажа щитового комплекса в районе «Безымянки», и монтажа его в районе «Кировской», строители поняли, что выбиваются за допустимые сроки пуска первой очереди. А поскольку всё равно надо было строить пути к электродепо, было решено быстро организовать на его территории временную наземную конечную станцию и открыть движение без станции «Крылья Советов». Согласно более поздним планам, «Юнгородок» не будет закрыта, оставаясь на вилочном разветвлении линии.

Эксплуатационная длина всех тоннелей — 20,3 км.

Самарский метрополитен

31. В штате Самарского метро работают 56 машинистов. Их график работы 3-х сменный, по 8 часов 30 минут, с ночным перерывом.

Среднетехническая скорость поездов на маршруте составляет 39 км/ч.

Самарский метрополитен

32. Электродепо «Кировское» (ТЧ-1). Обеспечением эксплуатации и ремонта подвижного состава занимается единственное депо Самарского метрополитена — Кировское. На его территории имеются 9 отстойно-ремонтных канав. Имеется задел для расширения депо до 19 отстойно-ремонтых канав (видно слева на фото).

Самарский метрополитен

33. Эксплуатируемый парк – 46 вагонов из которых сформировано 11 четырех-вагонных составов.

Самарский метрополитен

34. После захода состава в депо, проводится его техническое обслуживание. Есть несколько видов ремонта, применяемые в зависимости от величины пробега, измеряемой в тыс.км. ТО-1 выполняется каждые 20 часов работы. Выполняют его слесари по ремонту подвижного состава, входящие в бригаду пункта технического обслуживания (ПТО).

Самарский метрополитен

35. При осмотре выявляют дефекты на поверхности катания колес, проверяют состояние подвагонного оборудования, буксового узла, рессорного подвешивания тележек, автосцепного устройства, кузова, тормозной рычажной передачи. Проводится визуальный осмотр и проверяется затяжка болтовых соединений с помощью смотрового молотка.

Самарский метрополитен

36. Вес головного вагона — 34 т, промежуточного — 32 т.

Самарский метрополитен

37. Для обеспечения воздухом пневматического оборудования вагонов, при отсутствии напряжения в контактной сети и не работающем по этой причине мотор-компрессоре, со стороны головного вагона подключается шланг, подающий воздух в воздушную магистраль.

Самарский метрополитен

38. Снегоуборочная машина на базе Зил-157 для обслуживания территории электродепо.

Самарский метрополитен

39. Не все электропоезда на ночь ставят в депо. Некоторые составы ставятся на ночной отстой в тупиках (это в основном открывающие и закрывающие маршруты), некоторые — на линейных.

Самарский метрополитен

40. Гермозатвор — ворота, предназначенные для герметизации тоннелей, способные не пропускать воду, воздух, радиоактивную пыль и т.п.

Самарский метрополитен

41. Контактная сеть постоянного тока. Номинальное напряжение — 825 В. Снятие напряжения с контактной сети происходит в 0 ч 40 мин, возвращается подача напряжения в 5 ч. 20 мин. В сутки Самарское метро потребляет 18653 тыс.кВт.ч электроэнергии, в том числе на тягу поездов – 7655 тыс.кВт.ч.

Самарский метрополитен

42. Камера съездов за станцией «Гагаринская».

Самарский метрополитен

43. Состав на ночном отстое в тупике на «Гагаринской».

Самарский метрополитен

44. Всего в эксплуатации Самарского метрополитена занято около 1 000 человек.

В самом начале 2015 года запланировано открытие новой станции — «Алабинская». Сроки открытия станции неоднократно варьировались в зависимости от текущей ситуации с финансированием. Изначально, после запуска в эксплуатацию в 2007 году станции «Российская» предполагалось открытие «Алабинской» в 2009 году, однако из-за кризиса и существенного сокращения финансирования сроки открытия станции «Алабинская» были перенесены на 2015 год.

Самарский метрополитен

45. Во время строительства станции в октябре 2011 года здесь проходили съёмки фильма-катастрофы «Метро» режиссёра Антона Мегердичева.

Самарский метрополитен

46. Станция расположена от перекрестка улиц Осипенко и Ново-Садовой в сторону улицы Первомайской.

Самарский метрополитен

47. К 2016 году планируется приступить к работам на станции «Самарская» и на перегонных тоннелях к ней от «Алабинской». Участок «Алабинская» — «Самарская» планируется ввести в строй, при достаточном финансировании, уже в 2018 году. Строительство первой линии планируется завершить к концу 2020 года станцией «Театральная» с устройством оборотных тупиков и окончанием участка от «Кировской» до станции «Крылья Советов». Предполагается, что после достройки первой линии пассажироперевозки в метрополитене достигнут 10% от общегородских.

48. Также смотрите «Метро Мюнхена» и «Подземные тоннели метро».

Самарский метрополитен

Советуем также подписаться на наши странички в соц.сетях: Фейсбук | Вконтакте | Твиттер | Google + | Одноклассники

Смотрите также: 
Ключевые теги:



Рекомендуем посмотреть:


Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Введите два слова, показанных на изображении: *



Твиттер