Как из грязи сделали самый красивый парк


Если посмотреть на карту Нью-Йорка, в самом центре, на Манхеттене, будет отчетливо выделяться идеально ровный прямоугольник — Центральный парк. Вокруг самая дорогая недвижимость, 5 авеню с главным магазином Эппл, где каждый раз снимают огромные очереди, бутики известных модных домов. В общем, место хорошее. Как так вышло, что огромный кусок земли отдали под парк?


Как из грязи сделали самый красивый парк



Перенесемся в Нью-Йорк 19 века. Манхеттен активно застраивался, в том числе высотными домами, но одна зона резко контрастировала с окружающими ее особняками богачей. Она не годилась под строительство из-за заболоченной и каменистой почвы, постоянных перепадов уровня, местами на поверхность выходили скалы. Поэтому на месте нынешнего Центрального парка жили бедняки — ирландские фермеры-свинопасы, немцы, выращивавшие овощи на продажу, негры — всего около 1600 человек. Сегодня расскажу вам, как вместо огородов в центре города появился один из самых знаменитых и посещаемых парков мира.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Так вышло, что активное развитие Нью-Йорка совпало с тем моментом, когда в Европе и Америке появился запрос на общественные парки для широкой публики, а не для ограниченного круга аристократов и их друзей. Кроме того, если в Париже хотя бы был Булонский лес, а в Лондон — Гайд-парк, то в Нью-Йорке гулять было практически негде, даже богачам. Американец Фредерик Олмстед и англичанин Калверт Вокс разработали свой проект парка, который и выиграл на конкурсе. Они хотели создать парк в стиле английской романтической пасторали, что вполне соответствовало вкусам того времени. Зеленые лужайки и «дикий сад» Рэмбл сочетались с прямыми аллеями и фонтанами с купидонами.


Как из грязи сделали самый красивый парк


План Центрального парка, 1870 год


Большое пространство парка должно было создавать у гуляющего иллюзию, что он оказался на природе, но в ее «мягком», облагороженном варианте — безудержное буйство настоящей стихии Олмстед и Вокс находили пугающим. В парке люди часто занимались спортом, подвижными играми, но его устройство также оставляло простор для созерцательного времяпрепровождения, наслаждения пейзажем. В общем, это небольшая сельская идиллия по контрасту с окружающими ее особняками. Архитекторы парка были настроены демократически и надеялись, что здесь после тяжелого дня будут отдыхать рабочие фабрик и учреждений, но поначалу Центральный парк стал альтернативой светскому салону.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Половина посетителей приезжали в каретах, которые были доступны лишь 5% жителей города. Поскольку качество дорожек было намного выше, чем покрытие улиц, богачи устраивали там гонки на каретах. Они бывали в парке ежедневно. Другую половину посетителей составлял средний класс: они приходили на музыкальные концерты по субботам, посещали открывавшийся зимой каток. Сами правила Центрального парка ограничивали людей: например, там было запрещено устраивать групповые пикники, поэтому ирландские и немецкие рабочие, которые не могли позволить себе пойти после прогулки в ресторан или покупать готовую еду на месте, предпочитали отдыхать дома. Мальчикам не разрешалось играть в парке, если у них не было записки от директора школы. Постепенно правила смягчались: в 1880-х рабочие добились того, чтобы концерты проводились также и в их единственный выходной – воскресенье. Список развлечений расширялся: появились карусели, зоопарк, было разрешено кататься на велосипедах.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Игровая площадка для мальчиков, 1904 год


Наметились и другие концептуальные изменения. В начале 20 века в Америку ежегодно прибывало огромное количество иммигрантов (от нескольких сот тысяч до более миллиона). Власти Нью-Йорка планировали с помощью парков изменить лицо города и решить проблемы, порожденные возросшей иммиграцией. Эти надежды связаны с концепцией Америки как плавильного котла, попадая в который, бывшие европейцы меняются и становятся новыми американцами. У вдохновителей парковой реформы была мечта создать общественное пространство, где все — и особенно дети — могли бы собираться вместе, чтобы говорить на одном (английском, конечно) языке, общаться и «научиться понимать, что это значит – жить в Америке». В общем, обрести культурную идентичность, стать одним обществом. Архитектурной инновацией этого периода был небольшой спортивный манеж, крытый зал, аналог клуба для джентльменов. Такие манежи ставили в центре крошечных районных сквером, доступных в том числе и самым бедным жителям. Конечно, изменения коснулись и Центрального парка. Главная идея — сделать парк более функциональным, чтобы люди проводили там больше времени и общались между собой. Август Хекшер, американский предприниматель и филантроп, спонсировал строительство большой игровой площадки для детей — она существует и сейчас.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Катание на санках, 1924 год


Сторонники активного отдыха и реформ предлагали осушить резервуар Кротон и на его месте сделать бассейн, игровые площадки и спортивное поле. Консерваторы-аристократы, наоборот, хотели создать строгую площадь в классическом стиле и променад, соединяющий два музея. Подобные дебаты о том, как должен выглядеть публичный парк, ведутся до сих пор.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Вид на небоскребы Пятой авеню из парка, 1933


В 1930-1960 преобладала скорее позиция утилитаристов. Роберт Мозес, занимавшийся градостроением и благоустройством Нью-Йорка в этом время, работал в двух направлениях:

1) сделать как можно больше парков

2) оснастить их как можно большим числом спортивных и развлекательных учреждений, выжать максимум пользы


Он считал, что парки должны в первую очередь помогать государству выполнять часть его функций. Деревьям и зелени, украшениям внимание почти не уделялось.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Великая депрессия: в парке появился так называемый «Гувервилль», лагерь разорившихся из-за кризиса. 1932 год


В 1960-х вожжи погони за пользой ослабли. Подход к организации пространства стал более творческим и свободным, была популярна идея о том, что можно взять любой элемент – улицу, крышу дома, заброшенные железнодорожные пути – и облагородить его, сделать местом для отдыха, включить в городскую среду. Парки следовали за глобальными изменениями в обществе: там начали проводить рок-концерты, хэппенинги, протестные демонстрации. Центральный парк стал символом контркультуры.


Как из грязи сделали самый красивый парк


Лежачая демонстрация против войны во Вьетнаме, 1969 год


Как из грязи сделали самый красивый парк


Роберт Индиана позирует у своей скульптуры, выставленной в парке. 1971 год


В дальнейшем развитие парка шло по пути создания зон для разных видов активности. Для активного спорта — катки, спортивные площадки, велосипедные дорожки. Для созерцания — пруды, сады, оформленные в разных стилях, лужайки, фонтаны, живописные мосты. Для детей — игровые площадки, карусели, представления. В Центральный парк приходят бегать, наблюдать за дикими птицами, белками и зверями в зоопарке, справлять свадьбы, слушать концерты, смотреть кино, играть с детьми, просто лежать на траве.


Летом:


Как из грязи сделали самый красивый парк


Зимой:


Как из грязи сделали самый красивый парк


Центральный парк предлагает посетителям множество вариантов, как провести время, и все это в самом центре города. Не говорю уже о том, что туда водят туристов, это уже давно одна из главных достопримечательностей.



Смотрите также: 
Ключевые теги:



Рекомендуем посмотреть:


Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Введите два слова, показанных на изображении: *



Твиттер