Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Сегодня обсудим причину, по которой возникли 8-10 полосные магистрали в самом центре столицы. Появились они в конце 30-х годов ХХ века согласно генплану развития Москвы 1935 года. Этот план подразумевал крупномасштабную перестройку столицы СССР, в ходе которой она должна была стать витриной, показывающей лучшие стороны социалистического образа жизни. В ходе этой «реконструкции» погибли такие памятники архитектуры как Китайгородская стена с Иверскими воротами, Сухарева башня, Красные ворота, Триумфальная арка, Храм Христа спасителя и много чего еще. Кое-что позже заменили новоделами, но согласитесь, что это уже не то…


Впрочем вернемся к магистралям в центре Москвы. Согласно генплану многие узкие улочки должны были расшириться до 30-40 метров и превратиться в широченные проспекты:


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы



Начнем с главной улицы столицы Тверской/Горького. Вот так она выглядела до реконструкции. Да, да, это Тверская!


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Неширокая проезжая часть и узкие тротуары не справлялись с потребностями все возрастающего населения. Улицу, конечно, надо было менять, но не расширять же до 10 полос (именно для этого и передвигали дома в тридцатые годы)!


Кстати, первоначально далеко не вся проезжая часть была отдана автомобилям. Посмотрите, какая была широченная разделительная полоса.


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


30-е годы Обратите внимание на отсутствие зеленых насаждения. Они появились, но существенно позже


Со временем машины отвоевывали себе все больше и больше места на дороге. Разделительная полоса становилась уже. Появились деревья и сохранились наземные пешеходные переходы


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


50-е годы


А вот еще одна историческая фотография (2012 год). Исчезли не только деревья, но и скульптуры на домах (они-то кому помешали?).


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


верская перекрыта для проезда очередного кортежа


Вместо зеленых насаждений на тротуарах появились парковки для машин. К счастью, с прошлого года с этим безобразием стали бороться. Хотя совсем недавно тротуары выглядели так:


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Широкая улица очень хороша для парадов, что раньше…


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


1947 год


…что сейчас:


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Но в нормальной жизни широкая магистраль упирающийся в Кремль – это полный абсурд!


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Действительно ли нам жизненно необходима 10-полосная Тверская около Кремля?


Сейчас весь поток машин уходит на односторонний 10-полосный Театральный проезд. По генплану такого идиотизма не предполагалось, планировался более худший вариант… Красная площадь должна была превратиться в транзитную магистраль соединяющую Варшравское и Ленинградское шоссе (см. генплан)! Большая Ордынка, как и Тверская улица стала бы 8-полосной дорогой. А Храм Василия Блаженного планировалось снести как мешающий автомобильному движению!


Реализации этих планов помешала Вторая Мировая Война. Но в 1938 году для будущих автомобильных магистралей через центр Москвы успели построить/реконструировать три моста: Большой Устьинский, Большой Москворецкий, Большой Каменный. Вот они все три, справа налево.


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Вы никогда не задумывались, почему Большой Устьинский и Большой Москворецкий мосты такие широкие, хотя с двух сторон ограничены узенькими улочками?


Большой Устьинский мост должен был стать продолжением Бульварного кольца на противоположную сторону реки. Будущая улица планировалась в месте сложившийся застройки (для чего под снос пошло бы множество исторических зданий и храмов). А замкнуться Бульварное кольцо должно было в том месте, где сейчас находится пешеходный(!) Патриарший мост (крайний слева на спутниковом снимке).


А вот еще один мост (Новоспасский), ведущий прямиком в жилую застройку (1938 году также подвергся кардинальной реконструкции). Он должен был стать участком Нового Бульварного Кольца. Но не сложилось.


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


На юге столицы Новое Бульварное Кольцо пошло бы по улицам Павла Андреева и Академика Петровского и пересекло бы Москву-реку в месте где сейчас расположен пешеходный Пушкинский (Андреевский) мост. На севере столицы кольцо один в одни совпало бы с современным Третьим Транспортным.


Генплан 1935 года предусматривал и создание еще одной окружной магистарали: Паркового кольца, полностью совпадающего с Малым кольцом Московской железной дороги. Оказывается, это Сталин был настоящим «властелином колец», а вовсе не Лужков, который просто воплощал в жизнь несколько измененный генплан 1935 года.


Вообще, наша любимая столица в ХХ веке развивалась довольно случайно-странным образом. Судите сами: генплан 1935 года полностью выполнен не был. Следующий генплан 1971 года за последние 20 советских лет тоже не успели полностью реализовать. Генплан Лужкова (2010 год) отправился в утиль вслед за самим градоначальником его утвердившим. Очень интересно каким будет новый план развития столицы и насколько он будет выполнен. Кстати, да будет вам известно, что нынешние хордовые магистрали не придуманы нынешними урбанистами, а позаимствованы из генплана 1971 года! Так и живем…


Но вернемся в середину ХХ века. После войны к генплану 1935 года решили не возвращаться, а то имели бы мы сейчас магистраль между ГУМом и Кремлем. Кстати, до 60-х годов на Красной площади осуществлялось автомобильно движение:


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


фото из книги «Москва. Планировка и застройка города. 1945-1957″


Сегодня из Большого Устьинского, Большого Москворецкого и Большого Каменного мостов со 100% нагрузкой работает лишь последний. Автомобили идущие сплошным потоком с Ленинского проспекта огибают Кремль и уходят на Тверскую и Театральный проезд. Именно сталинским генпланом заложен тот губительный транзитный трафик через центр столицы, который мы сейчас и наблюдаем…


Автомобильные корреспонденции в Москве устроены таким образом, что пробку под стенами Кремля можно лицезреть и днем и ночью в любое время года!


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


И не надо говорить, что раньше было не так. Все так же, только машин было поменьше.


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


Конечно, нельзя думать, что реконструкция Москвы 30-х годов принесла исключительно вред. Совершенно очевидно, что старые улицы и мосты не справлялись со все возрастающими людскими и потоками. Поэтому перестройка была необходима. Вот например, старый Крымский мост. Очевидно, что его надо было реконструировать.


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


1936 год


И кстати, получилось очень неплохо:


Как появились 10-полосные магистрали в центре Москвы


1938 год.


Сейчас никакого трамвая на мосту нет, все 6 полос движения отданы автомобилям. И при этом данное место давно исчерпала свою пропускную способность. Крымский мост – это самый узкий участок Садового кольца.


Но сейчас мы снова стоим перед выбором пути развития Москвы. Совершенно очевидно, что современная улично-дорожная сеть не справляется с нынешней нагрузкой. Собственно, у нас есть 2 варианта:


1. Сталинский. С превращением центральных (и не только) улиц в широкие магистрали, со сносом домов, закатыванием газонов и деревьев в асфальт и т.д.

2. Обуздание неограниченного автомобильного трафика в городе (особенно в центре).


Давайте сделаем правильный выбор!



Смотрите также: 
Ключевые теги:



Рекомендуем посмотреть:


Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Введите два слова, показанных на изображении: *



Твиттер